Отчет о самообследовании МБДОУ Детский сад № 119 за 2022 год Наименование раздела Содержание раздела Аналитическая часть Общие сведения об организации Полное наименование в соответствии с уставом: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида №119 "Поморочка" Сокращенное наименование в соответствии с уставом: МБДОУ Детский сад №119 Юридический адрес: 163000 Архангельская область, г. Архангельск, ул. Логинова, 24, корпус 1 Фактический адрес: 163000, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Логинова, 24, корпус 1 163000 Архангельская область, г. Архангельск, ул. Логинова, 4, корпус 1 163000 Архангельская область, г. Архангельск, пр. Троицкий, 96, корпус 1 Контактная информация: 21-02-43, mbdouadm119@ mail.ru Заведующий Нестерова Галина Валентиновна Учредитель Учреждения – муниципальное образование "Город Архангельск" Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 6808 от 27.12.2021 года. Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя, 12-часовое пребывание детей с 7.00 до 19.00, выходные дни – суббота, воскресенье Взаимодействие с организациями-партнерами, органами исполнительной власти департамент образования администрации городского округа «Город Архангельск», министерство образования Архангельской области, администрация ГО «Город Архангельск», МБУ МО «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда», МБОУ СШ № 11, МУК «Централизованная библиотечная система» Детская библиотека № 3, ГБУК Архангельской области «Архангельская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара», МБУ ДО «ДПЦ «Радуга» Система управления организации Управление ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учётом особенностей, установленных статьёй 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Учреждения является заведующий Учреждением, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. В ДОУ сформированы коллегиальные органы управления: Общее собрание работников учреждения — представляет полномочия работников ДОУ. Общее собрание работников Учреждения состоит и формируется из всех работников, работающих в Учреждении по основному месту работы. Педагогический совет образовательного учреждения — постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогов. Управляющий совет дошкольного образовательного учреждения — создан с целью реализации права родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников на участие в управлении ДОУ, развитие социального партнёрства между всеми заинтересованными сторонами образовательных отношений. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ДОУ, принятия ими решений устанавливаются Уставом ДОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность коллегиальных органов управления осуществляется в соответствии с Положениями: Положением об Общем собрании работников учреждения, Положением о Педагогическом совете, Положением об Управляющем совете ДОУ. Представительным органом работников является действующий в ДОУ профессиональный союз работников образования (профсоюзный комитет). Образовательная деятельность Образовательная деятельность в учреждении строится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", МР 2.4.0259-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях. В дошкольном образовательном учреждении разработаны и приняты на заседаниях Педагогического совета: Основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 17.12.2015г. № 2) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-7 лет (протокол от 26.01.2017г. № 2). Содержание образовательных программ соответствует основным положениям Наименование раздела Содержание раздела возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Программы основаны на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программы направлены на решение задач по образовательным областям: "Социальнокоммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественноэстетическое развитие", "Физическое развитие". Реализация каждой образовательной области предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения: режимные моменты, игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование. Количество воспитанников за 2022 год составляет 560 детей. В учреждении с 23.11.2020г. функционирует 24 группы, из них 22 группы общеразвивающей направленности, 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. После проведения капитального ремонта помещений 3 стажа открыты дополнительные группы для детей старшего возраста и дополнительные помещения для проведения дополнительной образовательной деятельности и вариативных услуг для детей раннего возраста. Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на русском языке с позиции личностноориентированной педагогической системы: разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их индивидуального потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников. Воспитательно-образовательная работа организуется в соответствии с образовательными программами: ООП ДО и АООП ДО. Непрерывная образовательная деятельность организуются с 1 сентября по 31 мая. Работа с воспитанниками организуется по рабочим программам педагогов, включающим: перспективное планирование, разработанное педагогами ДОУ, программы принимаются на Педагогическом совете, утверждаются приказом заведующего. Содержание перспективного планирования соответствует учебному плану. Количество и продолжительность образовательной деятельности, устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями, регламентируются учебным планом. При составлении циклограммы непрерывной образовательной деятельности соблюдены перерывы (динамические паузы) продолжительностью не менее 10 минут, предусмотрено время для физкультурных минуток, двигательных пауз. В комплексы педагоги включают корригирующие упражнения на осанку, зрение, плоскостопие, дыхательные упражнения. В рамках работы над национальным проектом "Образование" (Указ Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года") проведены мероприятия различной направленности для педагогов (воспитателей и специалистов) и родителей (законных представителей) воспитанников. В процессе работы с детьми используются элементы развивающего обучения. Педагоги активно используют в свое работе игровые развивающие технологии – «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», кубики В.В. Воскобовича, технологии развивающего обучения ТРИЗ. Педагогами групп и специалистами дошкольного учреждения проводится активная работа с родителями детей по сдаче норм ГТО воспитанниками образовательной организации. На 31.12.2022 года на сайте АИС ГТО зарегистрировано 250 воспитанников. Количество принявших участие в выполнении нормативов ВФСК ГТО составило 70 человек Из них выполнивших нормативы на знак отличия – 56 человек. Золотой значок – 31 ребенок, серебряный значок – 26 детей, бронза – 13 детей. В сравнении с предыдущим периодом (2021 год) увеличение количества воспитанников, сдавших нормативы ВФСК увеличилось на 30%. В 2022 году педагоги и воспитанники МБДОУ Детский сад №119 продолжили участие во Всероссийском природоохранном социально-образовательном проекте "Эколята – дошколята" (проекты "Социальная активность" и "Успех каждого ребенка"). Проектом охвачено 200 детей нашей образовательной организации. Из них активное участие в проекте принимают 120 детей подготовительного возраста и 80 детей старшего возраста. Педагоги используют в своей работе методики здоровьесбережения: для зрения "Зрительнодвигательная траектория" В.Ф. Базарного; дыхательные гимнастики по методу А. Стрельниковой, логоритмика как часть музыкального и физкультурного занятий, пальчиковая гимнастика, гимнастика для профилактики плоскостопия, босохождение по ребристым дорожкам; динамические паузы во время занятий; сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, кинезиологические упражнения, как средство коррекционной работы на группах для детей с ТНР. Организованная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к дошкольному образованию и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного образования и развития каждого ребёнка. Наименование раздела Содержание раздела Дополнительные образовательные услуги в детском саду оказываются бесплатно. В 2022 году детский сад предлагал своим воспитанникам широкий спектр дополнительных образовательных услуг по различным направлениям. В течение 2022 учебного года в ДОУ 324 воспитанника посещали 8 объединений по интересам детей. В целях реализации Национального проекта "Образование", Федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" на базе образовательного учреждения, создан и функционирует консультативный пункт по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников. В 2022 году педагогами – специалистами учреждения проведено 728 консультаций. Из них для родителей детей, не посещающих дошкольное учреждение - 629 консультаций, а для родителей детей, посещающих ДОУ – 99 консультаций. Внутренняя система оценки качества образования В детском саду проводятся внешняя оценка воспитательно-образовательной деятельности – учредителями, родителями (законными представителями) и внутренняя (мониторинг). Цель контроля: оптимизация и координация работы всех структурных подразделений детского сада для обеспечения качества образовательного процесса. Локальный акт, регламентирующий внутреннюю оценку качества образования в дошкольном учреждении, «Положение о мониторинге качества образовательной деятельности МБДОУ Детский сад № 119» утвержден приказом заведующего № 466 от 29.12.2021г. Результаты мониторинга качества образовательной деятельности. В 2022 учебном году педагогический коллектив целенаправленно работал с детьми по всем направлениям образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Уровень освоения воспитанниками Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ по образовательным областям показал, что она выполнена на 98 %. Образовательная область Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Общий уровень Уровень усвоения ООП ДО 2020-2021 2021-2022 уч.г. уч.год 98% 97% 97% 98% 97% 98% 97% 96% 98% 99% 97% 98% Укомплектованность штата составляет – 100 % . В ДОУ работает 59 педагогов, из них: старший воспитатель – 2 человек; воспитатели – 46 человек; музыкальные руководители – 3 человека; учитель-логопед – 4 человека; социальный педагог – 1 человек; педагог – психолог – 1 человек; инструктор по физической культуре – 2 человека. Высшее образование имеют 16 педагога, 43– среднее профессиональное образование педагогической направленности высшееобразов ание Кадровое обеспечение среднее профессиональн ое образование Высшую квалификационную категорию имеют 16 педагогов, первую квалификационную категорию имеют 12 педагогов Наименование раздела Содержание раздела высшая категория первая категория СЗД без категории Возраст педагогических кадров: до 30 лет – 5 чел., от 55 лет – 15 чел. до 5 лет свыше 30 лет Педагогический стаж: до 5 лет – 17 человек, свыше 30 лет – 14 человек. стаж до 5 лет стаж свыше 30 лет Из представленных выше данных видно, что большинство педагогического коллектива детского сада имеет среднее профессиональное образование и большой стаж работы в дошкольных учреждениях. 59 (100%) работников: педагоги, а также заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель прошли обучение на курсах повышения квалификации в соответствии с ФГОС ДО. План по повышению квалификации педагогов и специалистов ДОУ на период в 2022 году выполнен полностью, прошли курсовую подготовку: 9 педагогов, что составляет 15% от педагогического состава организации. Курсовая подготовка проходила в ГАОУ АО ИОО РО. В течение учебного года педагоги и специалисты ДОУ принимали активное участие в конкурсах различного уровня, имеют публикации в сборниках и на страничках на сайтах. № 1 2 3 4 5 Мероприятие Педагогические работники Областной конкурс «Лучший пропагандист безопасности» Участники пожарной Региональный конкурс авторского творчества на противопожарную тематику «Человек доброй воли» Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов помощь педагогам. Региональный заочный конкурс «Чудесныймир сказок К.И.Чуковского Городской конкурс выставка «Программы. Технологии. Методики» Участники: Михайлова Е.В., Жигули С.А., Васендина А.И., Хабарова Н.П. 1 место, Хребтова О.Н. Диплом 2степени, Короткова О.Б. Сертификат участника: Брыкина И.Е., Бакшанова О.Н. 1 место, Кокшарева Е.С.; Наименование раздела Содержание раздела 9 Городской семейный конкурс «Семья, любовь, дети - главное на свете» Городской фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в Архангельске Окружной конкурс методических разработок «Здоровый образ жизни с детства!» Окружной семинар. Представление опыта работы. 10 Окружной конкурс агитбригад «В здоровом теле здоровый дух!» 11 Окружной конкурс чтецов «Веселая уточка» 12 Региональный заочный конкурс «Лучший руководитель ОО» 6 7 8 Сертификат участников 12 человек. Участник: Пушкар А.В. Участник: Нестеренко Н.В. Участник: Хребтова О.Н. Участники: Ширяева Ю.Д.; Васендина А.И. Участник: Бакшанова О.Н. 2 место, Группа «Олененок» Диплом победителя Кроме активного участия в профессиональных конкурсах, педагоги и специалисты детского сада также активно распространяли свой опыт работы, представляя его на различных уровнях: городском, областном, всероссийском и занимали призовые места. Педагогами ДОУ активно использовалось дистанционное обучение, инструментами которого стали социальные сети, мессенджеры, сервисы видеосвязи (в частности ZOOM). В дальнейшем работа с педагогами в данном направлении будет предложена через курсы повышения квалификации. Учебнометодическое обеспечение Библиотечноинформационное обеспечение Материальнотехническая база Учебно-методическое обеспечение соответствует ООП ДО и АООП ДОУ. За 2022 год обновилось количество наглядных пособий: приобретены дидактические наглядные материалы. В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию развивающей предметнопространственной среды. В детском саду имеются: групповые помещения, кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет музыкального руководителя, пищеблок, прачечная, медицинские кабинеты. Все кабинеты оформлены. При создании развивающей предметно-пространственной среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации. Активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среды и уюта в группах принимают родители (законные представители). Обеспечение условий безопасности выполняется локальными нормативно-правовыми документами: приказами, инструкциями, положениями. Электронные образовательные ресурсы имеются. Методический кабинет оснащен компьютерами. Педагоги имеют возможность работать с интернет-ресурсами. Информационное обеспечение образовательного процесса ДОУ включает: 1. программное обеспечение имеющихся: ноутбуков, компьютеров, телевизоров, позволяет работать с текстовыми редакторами, с Интернет ресурсами. 2. с целью взаимодействия между участниками образовательного процесса (педагог, родители, дети), создан сайт ДОУ, на котором размещена информация, определённая законодательством. С целью осуществления взаимодействия ДОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими учреждениями и организациями, подключен Интернет, активно используется электронная почта, сайт. Информационное обеспечение существенно облегчает процесс документооборота, делает образовательный процесс более содержательным, интересным, позволяет использовать современные формы организации взаимодействия педагога с детьми, родителями (законными представителями). В целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом ДОУ закреплены объекты права собственности (здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), расположенные по следующим адресам: 1. здание детского сада по адресу: ул. Логинова, 24, корп. 1 двухэтажное типовой постройки. Площадь здания – 3023.1 кв. м., площадь участка 7931 кв.м., год постройки – 1982. Центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Основное здание – это типовое, трехэтажное, кирпичное, отдельно стоящее здание. Год сдачи в эксплуатацию - 1982. На первом этаже расположено 6 групп, электрощитовая, пищеблок, прачечная. На втором этаже - музыкальный зал, 6 групп, медицинский блок, кабинет заведующего, Наименование раздела Содержание раздела кабинет документоведа, бухгалтерия. На третьем этаже расположены 2 группы для детей старшего и подготовительного возраста, венткамера, методический кабинет, зимний сад кабинет учителялогопеда, кабинет педагога-психолога, оборудованное пространство для обучения дошкольников правилам дорожного движения, помещение для обучения детей театральному искусству, изостудия, спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные развлечения и праздники. Отопление внутри здания регулируется автоматически, установлен регулируемый тепловой узел, водоснабжение – централизованное; канализация – централизованная вентиляция – естественная (на пищеблоке и прачечной – вентиляция принудительная механическая). Требуется ремонт канализации в учреждении: замена труб в умывальных и туалетных групповых помещениях на первом и втором этажах, на пищеблоке, прачечной, а также частично замена сантехнического оборудования. Электроосвещение – скрытая проводка, ежегодно проводятся замеры сопротивления изоляции электросети и заземляющих устройств. Ежегодно проводятся мероприятия по замене ламп на энергосберегающие. Территория: имеются благоустроенные прогулочные участки, теневые навесы. здание детского сада по адресу: пр. Троицкий, 96, корпус 1 (корпус № 1) расположено на 1 и 2 этажах жилого дома. Занимаемая площадь помещений с учетом подвального составляет 635.2 кв.м, площадь участка - 1358 кв.м., год постройки - 1960. Центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Дошкольные группы расположены в жилом доме, занимают часть подвального помещения, 1 и 2 этаж жилого дома. Имеется 4 групповых помещения, пищеблок, медицинский блок (процедурный кабинет и кабинет врача). Оборудован кабинет учителя-логопеда. В 2020 году проведена реконструкция пищеблока. здание детского сада по адресу: ул. Логинова,4, кор.1 (корпус № 2) – двухэтажное отдельно стоящее здание, типовой постройки. Площадь здания – 936.4 кв. м., площадь участка 3551 кв.м., год постройки – 1969. Центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. На первом этаже расположены 3 группы, электрощитовая, пищеблок, методический кабинет, медицинский блок. На втором этаже музыкальный зал, 3 группы, две из них группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, кабинет заведующего хозяйством, кабинеты учителя-логопеда. В каждом здании имеется АПС, с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения «01», имеется кнопка тревожной сигнализации. В целях обеспечения пожарной безопасности имеются огнетушители, пожарный водопровод, проверка которого проводится два раза в год. Освещение в дошкольном учреждении – лампы люминисцентные, светодиодные и энергосберегающие, проводится постепенная замена ламп на энергосберегающие. Имеется и постепенно реализуется программа энергосбережения. Все здания и территория соответствуют лицензионным условиям и требованиям к организации образовательного процесса. Предметно-пространственная развивающая среда в МБДОУ Детский сад № 119 включает в себя: групповые помещения кабинеты специалистов: педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда музыкальный зал (2); физкультурный зал (1) медицинский блок (3) дополнительные помещения для проведения занятий: изостудия, театральная студия, помещение по изучению правил дорожного движения; методический кабинет (2) Дошкольное учреждение обеспечено учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками. Созданы условия для детей с тяжелыми нарушениями речи. Работает Центр по работе с семьей, где оказываются услуги для детей, не посещающих дошкольное учреждение. На территории дошкольного учреждения имеется спортивная площадка, площадки для прогулки детей. Площадки обеспечены игровым оборудованием, которое безопасно для жизни и деятельности воспитанников Результаты анализа показателей деятельности (представлены в приложении) Выводы Деятельность дошкольного учреждения соответствует требованиям законодательства. Динамика развития в сравнении с предыдущим отчетным периодом имеется. Коллектив учреждения активно и успешно распространяет педагогический опыт, воспитанники ДОУ и родители (законные представители) принимают участие в работе учреждения, конкурсах различной направленности и непосредственно в жизни группы, принимая участие в совместных театральных постановка, развлечениях (информация представлена в таблице) № Мероприятие Участники 1 2 3 Областной семейный конкурс синквейнов, «Питайся! Двигайся! Улыбайся!» Городской конкурс видеороликов по безопасности дорожного движения Городской открытый творческий конкурс на переходящий кубок среди МБДОУ ГО «Город Архангельск» 4 участника 27 участников 2 место – диплом Наименование раздела Содержание раздела 4 5 Городской онлайн-флешмоб «Мы за здоровый образ жизни!» Городской конкурс рисунков « В каждом рисунке улыбка» 6 Городской дистанционный конкурс по лего - конструированию «Зимняя фантазия» Городской конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки» в рамках городского краеведческого фестиваля «Луки Поморья» Городской семейный декоративно-прикладного творчества «Подарок снеговику» Городской семейный конкурс «Семья, любовь, дети - главное на свете» 7 8 9 25 участников Победитель – Кысина Мария 5 участников 1 участник 23 участника 12 участников Исходя из представленного анализа деятельности детского сада, администрация сада и педагогический коллектив видит перед собой следующие перспективы развития: 1.Совершенствование инновационных форм и методов организации образовательной деятельности как основы успешного развития, социализации и обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников; 2. Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников путем подготовки и сдачи нормативов ГТО; 3. Повышение уровня экологической культуры и культуры природопользования воспитанников, через участие во Всероссийском социально-образовательном проекте "Эколята – Дошколята"; 4. Развитие добровольческой и волонтёрской деятельности в дошкольной образовательной организации с привлечением всех участников образовательных отношений; 5. Привлечение дополнительных финансовых средств для совершенствования предметно – пространственной развивающей среды учреждения через участие в грантовой и конкурсной деятельности; 6. Совершенствование системы методической и консультативной помощи родителям воспитанников, посещающих и не посещающих ДОУ; 7. Разработка и реализация программ оказания ранней диагностической и коррекционной развивающей помощи детям раннего и дошкольного возраста. 8. Подготовка воспитанников к участию в муниципальных проектах «ДетиПрофи» и «Медиаграмотный Я».