2.1. Зачисление воспитанников на логопедический пункт осуществляется на основании заключения психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) и (или) психолого-медико-педагогической комиссии городского округа "Город Архангельск" (далее – ПМПК), заявления родителей (законных представителей), приказа руководителя образовательного учреждения в течение всего учебного года. 2.2. На логопедический пункт зачисляются воспитанники образовательного учреждения, имеющие простую и сложную дислалию, фонетические, фонематические и фонетико-фонематические нарушения. Дети с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого развития, с заиканием, посещающие образовательные учреждения, расположенные на островных территориях города Архангельска, могут зачисляться на логопедический пункт (по согласованию родителей (законных представителей) с руководителем образовательного учреждения). 2.3. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются воспитанники подготовительных групп образовательного учреждения, далее дети более младшего возраста в порядке очереди (в соответствии с датой прохождения ПМПК, ППк). 2.4. Предельная наполняемость на одну ставку учителя-логопеда логопедического пункта не более 25 человек. В условиях одного логопедического пункта может работать один (и более) учитель-логопед. 2.5. Логопедическое обследование в образовательном учреждении в первую очередь проводится среди воспитанников 5-6-летнего возраста, остальные воспитанники обследуются при необходимости в течение учебного года. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения в развитии речи, регистрируются учителем логопедом по форме согласно Приложению 1. 2.6. Логопедическое обследование осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося (по форме согласно Приложению № 2), демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия. 2.7. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту, форма которой утверждается руководителем образовательного учреждения. 2.8. Воспитанники с фонематическим недоразвитием речи зачисляются на логопедический пункт на срок до 6 месяцев, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – до 12 месяцев, с фонетическим недоразвитием речи (фонетическим дефектом) – от 3 до 12 месяцев, в зависимости от тяжести нарушений звукопроизношения. При продлении сроков проведения логопедической коррекции необходимо повторное обследование ребенка в условиях ПМПК, ППк для уточнения или изменения ранее выданного заключения. 2.9. Выпуск воспитанников из логопедического пункта осуществляется в течение всего учебного года по мере коррекции имеющихся нарушений речи, на основании заявления родителей (законных представителей), приказа руководителя образовательного учреждения. В случае несогласия родителей (законных представителей) со сроками логопедической коррекции они могут обратиться на ПМПК, ППк для обследования состояния речевого развития ребенка. 2.10. Руководитель образовательного учреждения ежегодно в срок до 1 октября направляет в департамент образования Администрации городского округа "Город Архангельск" информацию о функционировании логопедических пунктов в предыдущем учебном году и о зачислении воспитанников на логопедический пункт на новый учебный год. 2.11. В случае необходимости уточнения диагноза воспитанники с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебнопрофилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на ПМПК. 2.12. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.13. Учитель-логопед проводит подгрупповые/групповые занятия с воспитанниками одного возраста и со сходными речевыми диагнозами. Периодичность подгрупповых/групповых занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития: - с детьми, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи – 2-3 раза в неделю; - с детьми, имеющими фонетический дефект – 1-2 раза в неделю. 2.14. Индивидуальные логопедические занятия проводятся не менее 2-3-х раз в неделю. Продолжительность подгруппового и индивидуального занятия на логопедическом пункте определяется в соответствии с психофизиологическими и индивидуальными особенностями, согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения", санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, образовательной программой дошкольного образования образовательного учреждения. 2.15. График работы учителя-логопеда может быть составлен в зависимости от занятости воспитанников, как в первую, так и во вторую половину дня. 2.16. Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. 2.17. Учитель-логопед осуществляет взаимосвязь при реализации коррекционно-развивающего процесса с педагогами, специалистами системы сопровождения образовательного учреждения, родителями (законными представителями) воспитанника. 2.18. Учитель-логопед проводит профилактическую деятельность с педагогами, специалистами системы сопровождения образовательного учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников, посещающих его занятия, по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста. 2.19. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителейлогопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников образовательного учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителялогопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников образовательного учреждения; информационных стендов. 2.20. Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения и фонематических процессов воспитанников, завершающих обучение по образовательным программам дошкольного образования. 2.21. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий на логопедическом пункте несут учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения. 2.22. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена по инициативе образовательного учреждения. 2.23. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК, ППк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной образовательным учреждением. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 2.24. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования – не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК, ППк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого- педагогического сопровождения, образовательным учреждением. разработанной и утвержденной III. Состав логопедического пункта 3.1. На должность учителя-логопеда назначается педагог, имеющий высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. 3.2. Учитель-логопед назначается или увольняется в порядке, установленном законодательством. 3.3. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляет администрация образовательного учреждения, в штатное расписание которого он включен. IV. Ответственность учителя-логопеда 4.1. Учитель-логопед обследует и определяет структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза у воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет. 4.2. Учитель-логопед распределяет воспитанников на группы с учетом речевых нарушений для занятий в логопедическом пункте. 4.3. Учитель-логопед проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций речи воспитанников. 4.4. Учитель-логопед работает в тесной взаимосвязи с педагогами, специалистами системы сопровождения образовательного учреждения. 4.5. Учитель-логопед поддерживает связь с образовательными организациями, реализующими адаптированные и основные образовательные программы, логопедами и медицинскими работниками детских поликлиник, ПМПК. 4.6. Учитель-логопед консультирует педагогических работников образовательного учреждения, родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи. 4.7. Учитель-логопед ведет необходимую документацию, указанную в пятом разделе. 4.8. Учитель-логопед планирует содержание и осуществляет непрерывный образовательный процесс, используя разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения и коррекции в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей. 4.9. Учитель-логопед обеспечивает уровень подготовки воспитанников, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 4.10. Учитель-логопед осуществляет динамическое наблюдение за воспитанниками, прошедшими курс коррекционных занятий в логопедическом пункте, посредством взаимодействия с учителямилогопедами, педагогами общеобразовательных организаций. 4.11. Учитель-логопед систематически повышает свою профессиональную квалификацию. 4.12. Учитель-логопед участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом работы в образовательном учреждении, в методических объединениях территориального округа, города и на иных уровнях. 4.13. Учитель-логопед осуществляет охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса посредством выполнения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 4.14. Учитель-логопед предоставляет руководителю образовательного учреждения отчет о количестве воспитанников, имеющих нарушения в развитии речи в образовательном учреждении, и результатах обучения в логопедическом пункте по форме согласно Приложению 3. V. Документация логопедического пункта 5.1. Для фиксации коррекционного-образовательного процесса учительлогопед ведет следующую документацию: - журнал обследования речи воспитанников, посещающих образовательное учреждение (с 3 до 7 лет); - журнал регистрации воспитанников, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи; - журнал учета посещаемости логопедических занятий воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт; - речевая карта на каждого воспитанника, зачисленного на логопедический пункт (с отражением динамики); - перспективный план работы на учебный год; - календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий; - конспекты или развернутые планы логопедических занятий; - тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи воспитанников; - расписание занятий, заверенное руководителем образовательного учреждения; - циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем образовательного учреждения; - паспорт логопедического пункта, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом пункте; - информативная карта по результатам коррекции на логопедическом пункте; - отчеты об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год. 5.2. Документация учителя-логопеда хранится в образовательном учреждении до окончания детьми, посещавшими логопедический пункт, начального общего образования. 5.3. Паспорт логопедического пункта, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий находятся в логопедическом пункте постоянно. VI. Имущество и средства логопедического пункта 6.1. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием: - столы и стулья по количеству воспитанников, занимающихся в одной подгруппе; - шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы; - настенное зеркало для логопедических занятий (50х100); - специальное освещение над настенным зеркалом; - стол у настенного зеркала для индивидуальной работы с воспитанниками, два стула – для воспитанника и учителя-логопеда; - зеркала для индивидуальной работы (9х12) по количеству воспитанников, занимающихся в одной подгруппе; - набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов; - технические средства обучения; - разрезная азбука (настенная); - наглядный материал, используемый при обследовании речи воспитанников, размещенный в отдельной коробке или конвертах; - наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные коробки; - учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением; - настольные игры, игрушки, конструкторы; - учебно-методическая литература; - классная доска; - и иное оборудование, необходимое для организации эффективной логопедической помощи. Приложение 1 Журнал регистрации воспитанников, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи № Дата обследования на ПМПК/ППк (постановки на очередь в логопедический пункт) ФИО воспитанника Группа Дата рождения Выявленные нарушения речи, подлежащие логопедической коррекции Согласие/несогласие родителей с обследованием ребенка на ППк (с указанием даты получения направления) Дата зачисления в логопедический пункт Приложение 2 Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс) Общие сведения: - дата поступления в образовательное учреждение; - образовательная программа (полное наименование); - особенности организации образования: 1). в группе (комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающей); 2). с применением дистанционных технологий. - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательном учреждении): переход из одного образовательного учреждения в другое (причины), перевод в состав другой группы, смена воспитателя, межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательным учреждением, обучение на основе индивидуального учебного плана, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательном учреждении: 1. Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); - достижение целевых ориентиров: (фактически отсутствует, крайне незначительно, невысокое, неравномерное). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами (на критику обижается, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать) (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия). Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам ППк. "__" ____________ 20__ г. /___________/___________________________ Учитель-логопед, принявший обращение: (указать ФИО, должность в ОО) Результат обращения: "__" ____________ 20__ г. /___________/____________________________ Приложение 3 Информативная карта по результатам коррекции на логопедическом пункте (20___-20___ учебный год) Учитель-логопед:____________/___________ № ФИО ребенка (в алфавитном порядке) Дата Адрес рождения (регистрация/ проживание) Дата прохождения ПМПК, заключение, сроки коррекции Дата сдачи информативной карты: ___________ Смена диагноза, обследование специалистами, рекомендации Дата зачисления на логопедический пункт, время нахождения в коррекции Количество занятий в учебном году посетил пропустил (причины) Заключение и рекомендации ПМПК/ППк, примечание (при повторном обследовании) Всего детей: _______чел. Продолжение коррекции на следующий год: ______ чел. Вывод: _____чел. - Речь норма_____чел. ( ______ старш., _____ подгот. (1 класс)) - Логопедический пункт школы _____чел. - Класс, осуществляющий образовательную деятельность по АООП для детей с ТНР _____ чел. - Класс, осуществляющий образовательную деятельность по АООП для детей с ЗПР _____ чел. - Группа компенсирующей направленности, осуществляющая образовательную деятельность по АООП для детей с ТНР _____ чел. - Группа компенсирующей направленности, осуществляющая образовательную деятельность по АООП для детей с ЗПР _____ чел. - Смена образовательного учреждения в течение года _____ чел. (образовательный маршрут не меняется!) - Смена места жительства _____ чел. - Отказ родителей _____ чел. - Иное:______________